Суббота, 18.05.2024, 23:35
Приветствую Вас Гость


БАШКОРТОСТАН
вопросы и ответы

Главная » 2010 » Март » 03
Монумент Дружбы был заложен на Первомайской площади 14 июня 1957 года в честь 400-летия добровольного вхождения Башкирии в состав России, а его открытие состоялось 7 августа 1965 года. Идею дружбы символизируют две вертикальные стелы, скрепленные тремя монолитными кольцами-обручами из серого гранита. У основания обелиска сидят аллегорические женские фигуры - русская и башкирка. На четырехгранном основании обелиска установлено около 40 бронзовых фигур. К подножию памятника ведет гранитная лестница в 100 ступеней. Монумент Дружбы -пример комплексного архитектурного, скульптурного и конструктивного решения. Особенно оригинальна решена конструктивная часть, высота которой от планировочной отметки земли до вершины составляет 33 метра. Необычность состоит в том, что центр тяжести монумента находится ниже планировочной отметки земли, что дает сооружению необходимую устойчивость. Авторы - скульпторы М. Бабурин, Г Левицкая, архитекторы Е. Кутырев, Г Гавр ил об. Отливку скульптурных композиций в ... Читать дальше »
Просмотров: 1070 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Башкирский государственный театр кукол создан в 1932 году как. один из первых национальных театров кукол России. Все эти годы театр находился в непрестанном творческом поиске, исследовал и осваивал новые возможности кукольного жанра. После успешных гастролей в Индию со спектаклем «Индийская легенда» театр был удостоен международной премии им. Джавахарлара Неру. Сегодня в афише театра представлены основные жанры кукольной драматургии: классическая и современная сказка,башкирский эпос. Актеры работают с различными типами и системами кукол: перчаточными, тростевыми, планшетными, с марионетками, масками.
Просмотров: 780 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Государственная премия имени Салавата Юлаева учреждена 28 января 1967 года и присуждается за лучшие произведения в области литературы, искусства и исполнительское мастерство. Ее первыми лауреатами стали Ф. Гаскаров, З.Исмагилов, М. Карим, X. Давлетшина. В 1991 году было принято Положение о премии за лучшие произведения литературы, искусства и архитектуры. Согласно Указу Президента РБ от 31 августа 1994 года премия присуждается один раз в два года.

Просмотров: 1133 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Да, в республике ежегодно выделяются 30 грантов Республики Башкортостан по 50 тысяч рублей для поддержки научных исследований, проводимых молодыми учеными и молодежными научными коллективами.
Просмотров: 701 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Ежегодно вручаются стипендии Президента Республики Башкортостан 100 одаренным школьникам, 130 студентам вузов, 125 студентам средних профессиональных учебных заведений, 55 аспирантам, обучающимся за пределами республики.

Просмотров: 1037 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

В Башкортостане развит конный спорт, для этого созданы хорошие условия. Уфимский ипподром «Акбузат» отвечает всем международным требованиям. В республике успешно функционируют более 20 конно-спортивных комплексов и клубов. Конники Башкортостана - самые сильные в Уральской зоне.

Просмотров: 722 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

В республике за 2006 год насчитывалось 37,8 тысячи табунных лошадей. По итогам 2007 года поголовье табунных лошадей составило 60 тысяч голов. Башкортостан занял 1-е место среди субъектов Российской Федерации по поголовью лошадей и производству кумыса (во всех категориях хозяйств).



Просмотров: 818 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Коневодство в Башкортостане считается традиционной отраслью. В 2001 году принят Закон Республики Башкортостан «О коневодстве», который сегодня успешно реализуется.
Во всех категориях хозяйств республики, к примеру, за 2007 год произведено 2122,6 тонны кумыса, что на 39,3 процента больше уровня 2006 года, в том числе в сельхозпредприятиях - 1148 тонн, что на 33,2 процента больше. Из года в год интерес к производству кумыса растет.
Просмотров: 838 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Ежегодно после окончания весенне-полевых работ по селениям, районам республики проходят праздники плуга - Сабантуи. «Хаб» в древнебашкирском и курдском языках означает «зерно», а слово «хабан» - молитву в честь Бога. И наконец, «туй» - это свадьба. Культовые, праздничные мероприятия, называемые Сабантуем, не что иное, как поклонение зерну и молитва в честь Бога за его дары.
Просмотров: 1050 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Да, башкирская земля и кумыс исцелили и подняли на ноги великого русского писателя Льва Толстого. Иван Бунин в очерке об этом написал: «На кумыс он (Лев Толстой) ездил не только для поправления своих легких и отдыха от всяких своих работ, но и хотя бы временного освобождения от того мучительного бремени, которым всегда была для него городская жизнь: от времени до времени он испытывал особенную тягу к природе. И в Башкирии воскресал и душевно, и телесно с необыкновенной быстротой».

Просмотров: 1235 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

В Башкортостане впервые в мире стали засушивать кобылье молоко. Этот молочный порошок может храниться больше года. А из него в любой сезон довольно легко делать кумыс в промышленных и домашних условиях.

Просмотров: 839 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

У башкирского кумыса тысячелетняя слава. Способ его приготовления держали в тайне. Мастерство переходило по семейной традиции от деда к отцу, от отца к сыну.
Просмотров: 837 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

До наших дней дошли более 500 строк поэтического наследия Салавата. Образцы его стихотворных сочинений вошли в 200-томную серию «Библиотеки всемирной литературы».

Просмотров: 763 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

После поражения крестьянского восстания и поимки Емельяна Пугачева в ноябре 1774 года Салават и его отец Юлай Азналин почти одновременно попади в руки властей. Им обоим вырвали ноздри, на лицах раскаленным железом поставили знаки и осенью 1775 года сослали на вечную каторгу в крепость Рогервик (ныне г. Палдиски, Эстония). Салават умер на каторге в 1800 году.

Просмотров: 806 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Национальный герой башкир Салават Юлаев родился в 1754 году в деревне Текей Шайтан -Кудеевской волости Уфимской провинции Оренбургской области. Ныне это Салаватский район Республики Башкортостан. Его отец Юлай Азналин был старшиной волости.
Просмотров: 1281 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

В республике организовано обучение на шести языках: башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском и удмуртском языках. Восемь родных языков - мордовский, немецкий, украинский, белорусский, латышский, польский, еврейский (иврит) и армянский -изучаются как специальный предмет.



Просмотров: 729 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский. В целях сохранения и развития культуры и языков всех башкортостанцев в республике приняты и успешно реализуются Закон «О государственных языках РБ» и «Государственная программа сохранения изучения, развития народов Государственными языками Республики Башкортостан на 2006 - 2010 годы».

Просмотров: 828 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Старинную рукопись отыскали в московском архиве. Она датируется 1591 /92 - 1629 годами. В эту книгу внесены имена людей, которым отводились в эти годы земельные участки для хлебопашества. Благодаря этому документу мы теперь знаем, почему возникли Черниковка, Шугуровка, Каловка, Кадомцево, Лопатино и другие поселения.


Просмотров: 807 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

3 июля 1803 года царь Александр I на составленном плане Уфы начертал: «Быть по сему». Надпись царя сделала чертеж законом. План в 1819 году был окончательно откорректирован петербургским архитектором Вильямом Тесте. По нему была застроена южная часть города.

Просмотров: 800 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (2)

В 1802 году Уфа стала губернским городом с резиденцией гражданского губернатора.

Просмотров: 774 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Цифра семь издревле считалась мифической, счастливой. По утверждению ученых, города Рим, Константинополь, Стамбул, Москва, Киев, а также столица Башкортостана - Уфа расположены на семи холмах.

Просмотров: 1222 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Сказочный крылатый конь в национальной мифологии именуется Тулпар. В его название заложены также смысловые понятия: порыв, волна, шквал, буря, вдохновение, окрыление, полет чувств, души. Тулпар понимает мысли людей, богов, бесов, птиц, зверей, говорит человеческим языком, выбивает источник, вода которого дает вдохновение сэсэнам, певцам, музыкантам и героям-батырам. Он советчик и помощник сказочного батыра, которому помогает одолеть крылатых чудовищ. Тулпар летает, насылает ветер, мечет молнии, содрогает землю. По внешнему виду он чуть меньше героических Акбузата и Харыата;. По верованиям древних башкир, Тулпар - это конь-душа. Если его увидят посторонние, то он теряет силу и покидает хозяина. В современном башкирском языке Тулпаром называют стремительного и быстрого скакуна.


Просмотров: 1335 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Наиболее древним видом посуды у башкир является цельнодолбленая. Из нароста березы, ветлы, березового и лиственного корня, ствола липы башкирские мастера выдалбливали и вытачивали столовые чаши, вазочки для меда, ковши, совки, половники, ложки, лотки для муки и замеса теста, корытца для мяса, солонки, ступы. Долбленая посуда со вставным дном изготавливалась для воды, подойников, кадок для кумыса, маслобоек и т.д. Навыки изготовления долбленых емкостей в XX веке в значительной мере были утрачены.
Просмотров: 2035 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Это пещера Салавата Юлаева, расположенная на правобережье реки Юрюзань в Салаватском районе. По народным преданиям, в период царских репрессий, после поражения крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, в этой пещере скрывался его сподвижник Салават Юлаев, что нашло отражение в названии пещеры. Ширина входа в пещеру 2,2 м, высота - 1,5, глубина - 6, общая протяженность ходов - 54 м. В пяти метрах от входа на полу расположен ледник площадью около 30 кв. м, на дне колодца перед входом в пещеру до конца лета сохраняется снег.



Просмотров: 876 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

В Башкортостане произрастают 120 видов дикорастущих пользуемых для лечения и профилактики болезней человека и животных, а также применяемых в научной медицине, и свыше 200 видов - в народной медицине. Эти растения используются издавна, однако специальные исследования по ним до Октябрьской революции не проводились. Известно, что в 1933 году на экспорт было поставлено свыше 40 тонн валерианы. До Великой Отечественной войны заготавливали более 50 видов лекарственных растений, в военные годы их заготовка увеличилась. В данное время исследования проводятся в институте биологии УНЦ РАН, Башкирском государственном, медицинском и аграрном университетах. В основном используют горицвет весенний, дуб черешчатый, душицу обыкновенную, зверобой, крапиву двудомную и другие растения. Для охраны лекарственных растений в республике созданы 12 заказников.



Просмотров: 1533 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Кухня у башкир формировалась на базе скотоводческого и мясомолочного хозяйства. Важным продуктом питания было коровье молоко. Из сырого или кипяченого молока собирали отстоявшиеся сливки: подавали к чаю, заправляли суп, сбивали в масло. Творожная масса заготавливалась впрок. Питались башкиры вареной кониной, бараниной с лапшой, вяленой колбасой, мясом диких коз, лосей, рыбой, похлебкой из ячменя, лепешками, блюдами из пресного теста. Пекли также пироги, кислый хлеб, блины и печенье в духовой печи. С конца XIX века прочное место в питании населения занимает картофель, чуть позже - Другие овощи. Летнее меню башкир разнообразили травы, дикие коренья, которые употребляли как приправу к крупяным супам и жидким мучным кушаньям. Заготавливали впрок клубнику, смородину, горную вишню, делали из них также пастилу. Любимым напитком стал чай. Кроме покупного чая заваривали листья душицы, зверобоя, смородины и др.

Просмотров: 743 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Красная книга Республики Башкортостан - это список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, рыб, растений, грибов с указанием мест их распространения, численности, причин их сокращения и необходимых мер охраны. Красная книга впервые была издана в 1984 году, неоднократно переиздавалась.
Просмотров: 1109 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально -имущественное положение человека. Женские, особенно праздничные, отличались яркой декоративностью, разнообразием нашивок из кораллов, монет, серебряных блях. Несколько десятилетий назад в ряде мест невесты носили покрывало - кушъяулык, украшенное вышивкой, а подбородную тесьму - монетами, бисером. У пожилых женщин был белый полотняный или ситцевый платок; богатые башкирки поверх платка или покрывала надевали шапки из меха выдры. Во многих районах вязали пуховые платки и шали. У мужчин шапки были из меха, войлока и грубых тканей. Также они носили стеганые тюбетейки: у пожилых - темная, у мужчин среднего и молодого возраста - зеленая, красная, синяя, иногда вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом. Меховые шапки были из овчины, шкуры волка, рыси, крытые сверху тканью.
Просмотров: 1349 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

В Башкортостане имеется более 150 памятников природы. В их числе: пещеры, водопады, озера, горы, леса, минеральные источники, станции редких видов животных и растительные сообщества с ценными ресурсными видами.

Просмотров: 766 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

У башкир лыжи известны с древности: имеются свидетельства, что некоторые посланцы племен еще с XVI века добирались к русскому царю на лыжах, ходили на них до Тюмени. Лыжи подразделялись на голицы и камусные (подшитые мехом), обыкновенные и охотничьи. Обыкновенные голицы (узкие доски с плоской скользящей поверхностью) использовались в быту (иногда вместо саней). Охотничьи отличались большим размером, легким весом и обычно имели носовое отверстие; они были подшиты шкурой бобра, косули, оленя, а позже - мехом передних ног лошади. Передвигались на лыжах с помощью посоха - палки из березы, черемухи или охотничьей лопаты.


Просмотров: 761 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Лошадь башкирская происходит от пород стенного и лесного типов. Формировалась она в условиях резко-континентального климата при круглогодичном пастбищном содержании. Этот вид был широко распространен в XVII-XVIII веках, встречался в Уфимской, Оренбургской, Пермской, Казанской и Самарской губерниях и на почтовых трактах Западной Сибири. Широко были известны башкирские тройки, на которых без отдыха и кормления в пути можно было за 8 часов преодолеть 120-140 км. Животные использовались для формирования башкирского войска и поставлялись для русской армии во времена всех войн, которые вела Россия. Качества местной лошади получили высокую оценку в Отечественную войну 1812 года, когда башкирская конница преодолела с боями путь до Парижа и обратно. Лошади башкирской в 1990 году присужден статус башкирской породы, созданной методом народной селекции.

Просмотров: 711 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Традиционные сапоги, башмаки, туфли изготавливались из кожи домашней выделки. Праздничные сапоги имели каблук, подковы и шпунты, их украшали металлическими заклепками. Нарядными были женские башмачки с цветной строчкой и шерстяными кисточками. Кожаную обувь носили с суконными и войлочными чулками или портянками, кожаные калоши надевали на ичиги. У башкир была также принята обувь с суконными голенищами на твердой и мягкой подошве. Охотники зимой надевали низкую меховую обувь из конской или коровьей шкуры с небольшим холщовым верхом. В качестве летней и осенней рабочей обуви служили лапти.



Просмотров: 998 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Наиболее известными памятниками архитектуры Башкортостана являются: Церковь Димитрия Солунского (С. Надеждино Белебеев-ского района), Никольская церковь (с. Николо-Березовка Краснокамского района), Торговые ряды (Гостиный двор в Уфе, Верхнеторговая площадь), Килимовский дворец (с.Килимово Буздякского района), Дом губернатора (Уфа, ул. Тукаева), здание Депутатского дворянского собрания (Уфа, ул. Ленина), здание клуба Уфимс кого общества взаимного вспоможения частному служебному труду (Уфа, ул. Мустая Карима], усадьба купца П.А.Алексеева (Уфа, ул. Аксакова), Дом Е.А. Поносовой-Молло (Уфа, ул. Карла Маркса), особняк купца М.А. Лаптева (Уфа, ул. Гоголя, ныне Художественный музей им. М.В. Нестерова), Крестьянский поземельный банк (Уфа, ул. Советская, ныне Национальный музей РБ), Хакимовская мечеть (Уфа, ул. Мустая Карима), Дом П.И. Костерина и С.А. Черникова, (Уфа, ул.Пушкина), Покровская церковь (с.Ира Куюргазинского района).
Просмотров: 966 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Праздник Нового года, совпадающий с днем весеннего равноденствия по солнечному календарю, распространенный среди ираноязычных и тюркоязычных народов, называется Навруз. Башкиры унаследовали его примерно в VII веке до нашей эры. В Навруз семья варила ритуальную пишу из круп злаковых культур, которой угощала гостей и всех желающих. Взрослый башкир, назначенный учредителями праздника, вместе с юношами ходил по дворам и прославлял хозяев за домовитость. Они получали продукты питания, а также изделия для награждения участников праздника: бойцов, скакунов, музыкантов, мастеров. В этот день было обязательным посещать стариков для получения благословения. Обряды, совершаемые в Навруз, призваны задобрить природные силы и духи предков для достижения благополучия в наступающем году.



Просмотров: 2004 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Среди башкир были распространены физические упражнения н игры, способствующие развитию силы, ловкости, выносливости, глазомера, мужества, необходимых в трудовой деятельности и при защите своей земли от врагов. Зимой - катания на коньках, ледяных каруселях, санках с крутых берегов и гор. К народным видам спорта относились: борьба на поясах - куреш, стрельба из лука, лазание по гладкому столбу, перетягивание палки и каната, гребля на лодках, плавание на дальность, ныряние и прыжки в воду, городки, лапта, джигитовка, конные скачки и бега и многие-многие другие виды. Башкиры обучали детей верховой езде с 3-летнего возраста, а также закаливали организм с раннего возраста: купали в ледяной воде, жаркой бане, обтирали снегом. Игры и состязания на протяжении многих веков входят в программу больших народных праздников.



Просмотров: 709 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Самым глубоким считается озеро Банное. С 1965 года оно признано памятником природы. Расположено в бассейне реки Урал в срединной части Башкирского Зауралья. Площадь его зеркала - 7,7 кв.км, средняя длина - 4,1 км, средняя ширина -1,9 км, средняя глубина - 10, 6 м, а максимальная - 28 м. Вода в озере пресная, гидрокарбонатно-магниевая. Обитают в нем золотой карась, красноперка, налим, окунь, пелядь, плотва, ротан, сиг, щука. Возникновение названия озера Банного связывают с преданием, согласно которому во время Крестьянской войны 1773-1775 годов пугачевцы устроили на берегу озера баню.

Просмотров: 1230 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

В башкирском костюме в основном использовали домашнее сукно, войлок, кожу (для обуви), овчину, мех, а также покупные кустарные ткани, в меньшей мере использовали конопляный и крапивный холст. До XIX века носили рубахи или платья, штаны с "широким шагом", безрукавный камзол или кафтан. В торжественной или официальной обстановке - шелковые и бархатные халаты, бешметы. Теплой одеждой у башкир служили суконные чекмени, шубы, тулупы. Украшением были аппликация и вышивка на женских платьях, фартуках, а также на мужских рубахах и поясах.

Просмотров: 770 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Аласык - это временное жилище на кочевках башкир прямоугольной формы с плоской покатой, 2-или 4-скатной крышей и земляным полом. Переносной аласык состоял из 4-х обтянутых корой (реже войлоком) прямоугольных рам. Основным элементом интерьера аласыка являлись дощатые нары. У входа устраивали очаг для приготовления пищи. С переходом к оседлости жилище стали использовать в качестве летних кухонь и помещений для хранения продуктов.
С конца XIX века аласык строили уже с деревянным полом и окнами, сооружали печь. Традиционно здесь проводились основные работы при созыве помощи по ощипыванию гусей (каз эмахэ) и обработке шерсти; в зимнее время содержали новорожденных телят, ягнят. Возведение аласык было распространено в Зауралье, на юго-западе, в центре и горно-лесном Башкортостане.

Просмотров: 971 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Это литературно-художественный журнал для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Акбузат". Он выходит в Уфе 1 раз в месяц и публикует произведения башкирской литературы и фольклора для детей (загадки, игры, головоломки), имеет специальные разделы, посвященные подготовке детей к школе.

Просмотров: 1584 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Традиционным прохладительным кисломолочным напитком в национальной башкирской кухне является айран. Он представляет собой разбавленный водой катык. На западе, юге и востоке Башкортостана иногда айраном называют пахту. Айран распространен в кухне многих тюркских народов, а также марийцев, мордвы и других.

Просмотров: 718 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Это Сергей Тимофеевич Аксаков. Он родился в Уфе 20 сентября 1791 года.
Учился в Казанском универститете, переехал в Санкт-Петербург, где служил в Комиссии по составлению законов и в Экспедиции о государственных доходах.
С конца 20-х годов XIX века дом Аксакова становится одним из центров литературной жизни Москвы. Сергей Тимофеевич занимался литературной деятельностью, писал стихи в традициях классицизма. Главное место в наследии писателя занимают автобиографические повести "Семейная хроника" (1856} и "Детские годы Багрова-внука" (1858), где он, опираясь на историю трех поколений семьи Багровых, воссоздал обширную панораму помещичьего быта конца XVIII века. В этих произведениях, а также в мемуарах "Воспоминания" (1856), стихотворениях "Вот моя родина!..", "Послание в деревню" и др. Аксаков воспевает красивую и щедрую природу Башкортостана, правдиво освещает тяжелую жизнь его народа, расхищение башкирских земель... Одной из самых известных стала его сказка "Аленький цветочек".
... Читать дальше »
Просмотров: 2410 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Это Азнаевский могильник XIII века, который находится в д. Азнаево. Открыт в 1998 году разведочным отрядом НПЦ Министерства культуры РБ и исследован совместной экспедицией нескольких научных центров республики.
Изучены два погребения. Предположительно, Азнаевский могильник - захоронение монгольских воинов, участвовавших в завоеваниях Урало-Поволжья во 2-й четверти XIII века. Имеет аналоги среди погребальных памятников Прибайкалья и Забайкалья XII-XIII веков, Зауралья XIII-XIV веков. Материалы Азнаев-ского могильника хранятся в фондах Главного управления государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия при Министерстве культуры и национальной политики РБ.
Просмотров: 927 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Аждаха в башкирской мифологии - злой демон в образе многоголового огнедышащего дракона -является героем многих сказок.
По представлениям башкир, в аждаху превращается змей, проживший сто лет, а в юху - проживший 500-1000 лет. Аждаха, обладая властью над дождевыми тучами, водоемами, лишал воды окрестных жителей.
Чтобы задобрить дракона и пользоваться источником, люди были вынуждены отдавать ему на съедение девушек.
Как правило, находился герой, который, спасая девушку, вступал в поединок и побеждал аждаху. Этот сюжет и персонажи встерчаются в мифологии многих народов.

Просмотров: 1181 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Спортивно-оздоровительный комплекс «Биатлон» функционирует с 2001 года в черте города Уфы, на берегу реки Агидели [Белая), на высоте 104 метра над уровнем моря. Биатлонные трассы устроены на высоте от 104 до 136 метров над уровнем моря.
На территории комплекса расположены стадион, стрельбище на 30 установок., лыжероллерные и кроссовые трассы, гостиница, трибуна на 3 тыс. зрителей. В комплексе «Биатлон» проходят городские, республиканские, российские и международные спортивные мероприятия. Гордость Башкортостана - Ольга Вилухина, абсолютная чемпионка Европы-2009 по биатлону среди юниоров.

Просмотров: 705 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Самым высоким зданием в Уфе является центральный офис банка «УралСиб», его высота - свыше ста метров. Здание построено в 1999 году. Примечательно, что при его возведении одним из условий городской Администрации было сохранение облика памятника истории - здания Национального банка, построенного в XIX веке. Таким образом, удалось установить связь веков в отдельно взятом проекте.

Просмотров: 2587 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Башкирская пчела входит в популяцию среднерусской породы пчел. Отличается от других пород темно-серой окраской и более крупными размерами, длина рабочих насекомых достигает - 12-14, трутней - 15-17, ггчеломаток - 20-25 мм. Также башкирская пчела отличается высокой зимостойкостью, способностью находиться в улье без вылета 6-7 месяцев, устойчивостью к болезням. По продуктивности воска и перги башкирская пчела превосходит все породы. Башкирская пчела удостоена серебряной медали XX Международного конгресса по пчеловодству (Бухарест, 1965).

Просмотров: 766 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Пассажирский теплоход «Башкирия» был построен в ГДР и спущен на воду в 1964 году. Находился в ведении Черноморского пароходства. Курсировал в водных бассейнах Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. Несколько раз доставлял грузы в Антарктиду для отечественных научных станций. В 1980 году совершил рейс по доставке олимпийского огня XXII Олимпийских игр из Греции в Москву.
Просмотров: 1185 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

У башкир батыр - это человек, обладающий физической силой и ловкостью, отвагой и удалью, мужеством и смекалкой. Он пользовался авторитетом среди соплеменников, потому что внутри башкирского общества не существовало разделения мужчин на воинов и не воинов и большое значение придавалось тому, чтобы рядовые общинники самостоятельно развивали в себе качества воинов-профессионалов. Принадлежность к батырам означала потенциальную возможность занять на социальной лестнице более высокое место, войти в число «власть имущих». Наряду с баями они составляли социальный слой общества, из которого на ранних этапах формировалось, а на поздних пополнялось правящее сословие. Однако реальная возможность перехода батыра в бия была невелика (бий - бей; общественная должность главы общины, племени; судья).
Просмотров: 1043 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Первым в Башкортостане кинооператором был Гильван Амиров. Он родился 12 мая 1916 года в Уфе. В 1932 году окончил фабрично-технические курсы при Ялтинской кинофабрике «Восток-фильм». До 41-го года работал помощником, ассистентом кинооператора Уфимской студии кинохроники Комитета по делам кинематографии при СНК СССР В годы Великой Отечественной войны - военный кинооператор на 2-м Украинском фронте. Снимал сражения на территории Румынии, Венгрии, Болгарии, Югославии... Сюжеты его съемок вошли в многосерийную эпопею «Великая Отечественная» (производство СССР-США, 1979 г.). Снял хронико-документальные фильмы «Советская Башкирия», «Стенной батыр». Более тысячи сюжетов Амирова о жизни Башкортостана вошли в киножурналы страны и республики. Фильмы Амирова вошли в золотой фонд документальной публицистики республики. Умер Гильван Гильмутдинович 1 июня 1991 года, похоронен в Уфе.


Просмотров: 1409 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Только на Урале и только в Белорецком районе добывают облицовочные и поделочные известняки (точнее, мраморы) со своеобразным узором от древних морских водорослей.

Просмотров: 738 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

В Баймакском районе найдены редчайшие в природе долериты, пригодные для изготовления блестящих иссиня-черных плит и других изделий.

Просмотров: 686 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Как писал русский географ и историк П.И. Рычков, после подавления одного из башкирских восстаний под Оренбургом (рядом с нынешним г. Орском) из окрестных мест были согнаны 6 тысяч башкир и у них на глазах 5 человек посажены на железные колья, 11 человек повешены за ребра на железные крючья, 21 были отрублены головы, 85 человек были повешены на веревке... Массовое показательное убийство башкир было повторно применено через месяц вблизи нынешней станции Сакмарской. Кстати, только около г. Орска на горе Полковник (по преданию, именно там казнили башкир) встречается яшма, в которой кровавый красный цвет сочетается с трагическим черным.



Просмотров: 768 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Начало открытия камней-самоцветов на Среднем Урале относится к 1668 году. Тогда были найдены топаз, аметист, аквамарин. На Южном Урале официальная история с цветными камнями начинается с 1750 года. Специально посланные камнетесы из Оренбурга обнаружили в том году в верховьях реки Уй (ныне Учалинский район) запасы яшмы.
Просмотров: 1061 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Акмулла (псевдоним, настоящие фамилия, имя и отчество Камалетдинов Мифтахетдин Камалетдинович) родился 14 декабря 1831 года в д. Туксанбаево Кульиль-Минской волости 12-го Башкирского кантона Белебеевской управы Оренбургской губернии (ныне Миякинский район РБ). Классик башкирской поэзии, поэт-просветитель. Также оказал значительное влияние на развитие казахской и татарской литературы. Имя и творчество Акмуллы было широко известно среди туркмен, каракалпаков и других тюрко-язычных народов. Образование получил в родной деревне, учился в медресе, был шакирдом, получал уроки у знаменитого поэта-суфия Шамсетдина Заки. Прославился как талантливый поэт-импровизатор, проповедовал просветительские идеи: утверждал извечное стремление к знаниям, прогрессу, прославлял разум, справедливость, гуманизм. Акмулла создал самобытную по форме и содержанию поэтическую школу, воздействие которой испытали Мажит Гафури, Шаихзада Бабич, Даут Юлтый и др. Он сыграл важную роль в развитии и обогащении языка башкир ... Читать дальше »
Просмотров: 999 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Арский камень - урочище, памятник природы на правом берегу реки Белой в Белорецком районе. На территории урочища находится отвесная скала Арский камень, высота которой около 30 м. По преданиям, во время Крестьянской войны 1773-1775 годов повстанцами здесь был убит управляющий Белорецким заводом Арский.

Просмотров: 811 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Учебно-производственное предприятие народных художественных промыслов «Артель» выпускает художественные изделия из природных камней: агата, горного хрусталя, долерита, кахолонга, лазурита, нефрита, родонита, тигрового глаза, чароита, яшмы и др. Мастера «Артели» впервые в республике начали выпускать уникальные изделия, изготовленные в стиле флорентийской мозаики. Продукция реализуется в республике и России. Многочисленные изделия предприятия находятся в частных коллекциях Великобритании, Германии, Дании, США, Финляндии, Швейцарии. Швеции, Южной Кореи и Японии.

Просмотров: 724 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Арланское месторождение нефти - самое крупное не только в Башкортостане, но и в России. Оно расположено на северо-западе республики на территории Краснокамского, Калтасинского, Дюртюлинского, Илишевского районов и на юго-востоке Республики Удмуртия, его протяженность - 120 км, ширина - 10-25 км.
Арланское месторождение нефти было открыто в 1955-м и введено в разработку в 1958 году. Здесь впервые в России внедрен метод заводнения продуктивных пластов с высокой вязкостью нефти.



Просмотров: 824 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Ара - это родовое подразделение или группа родственных семей в родоплеменной организации башкир.
Просмотров: 813 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Ансамбли танца возникли из любительских художественных кружков и обществ, сложившихся в конце XIX - начала XX века в крупных медресе. В начале XX века они появляются при театральных труппах: в антрепризах «Нур», «Ширкэт»,
1-м Башкирском театре драмы, при драмкружке клуба «Ударник». В 1939 году был основан Башкирский государственный ансамбль народного танца (ныне Ансамбль  народного танца). Возникновению и развитию самодеятельных танцевальных коллективов способствовали фестивали и конкурсы самодеятельного творчества.






Просмотров: 862 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Амулет - предмет, который, по суеверным представлениям, способен приносить удачу, счастье владельцу или охранять от злых сил.
У башкир в доисламский период в качестве амулета служили клык и коготь медведя или волка, гусиный или утиный пух, лоскут красной ткани, красная (иногда белая или синяя) нитка, камешек с отверстием и др. С распространением ислама появились специально изготовленные амулеты - бетеу. Он представлял собой сложенный в виде треугольника кусок кожи или ткани, внутрь которого вкладывалась запись молитвы (дога), изречения из Корана (фрагменты суры, аята). Распространены бетеу с именем пророка Мухамма-да. Особенно ценились бетеу, выполненные аулия (обладали даром ясновидения, способностью читать мысли, вызывали и предотвращали стихийные бедствия) и ишанами.

Просмотров: 1699 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Это Амвросий I - в миру Келембет - религиозный деятель, первый епископ Оренбургский и Уфимский, служил в 1799-1806 годах. На посту руководителя Уфимской епархии сформировал органы управления (консисторию, 5 духовных управлений), разделил епархию на благочинни-ческие округа, восстановил Успенский монастырь, открыл духовную семинарию в Уфе, духовные училища в Уфе, Бугульме, Мензелинске.

Просмотров: 720 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Институт аманатства у башкир известен со времен Монгольской империи. Одним из первых аманатов был Сурабан-бий (середина XVI века), упоминание о котором содержится в шэжэре башкирских племен бурэян, кыпсак, тамьян и усерган (XIX век). Российское правительство использовало институт аманатства во время войн и восстаний. В аманаты брались, как правило, родственники влиятельных людей, по 12 человек от дороги; производились и дополнительные наборы. Содержались они на аманатном дворе в Казани, а с последней трети XVII века - в Бир-ске, Кунгуре, Мензелинске, Уфе и других городах и крепостях Башкортостана.
Неэффективность аманатства, проявившаяся во время башкирских восстаний 1735-1740 годов, вынудила правительство отказаться от этого института. Последнее упоминание об аманате в Оренбургской губернии относится к середине XVIII века.

Просмотров: 1243 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

В Башкортостане в песчано-галечных отложениях бассейна реки Белой (реки Ай, Нугуш, Сим, Урюк, Юрюзань) было найдено более 200 кристаллов алмаза размером менее 2-2,5 мм. С 1995 года прогнозно-поисковые исследования по выявлению коренных источников алмаза ведутся ОАО «Башкиргеология».
Просмотров: 847 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Это Александровская церковь, храм Святого Благоверного князя Александра Невского. Она была построена в 1824 году на Александровской площади Уфы. Первый камень, на котором была записана дата основания храма, был заложен царем Александром I. В левом приделе находилась копия иконы Казанской Божьей Матери, с которой ежегодно проводился крестный ход. При храме в 1881 году было открыто попечительство о бедных. В конце XIX века церковь перестраивалась, в 1931 была закрыта, позже - снесена.

Просмотров: 716 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Албасты - это злой демон. Он предстает в образе женщины с растрепанными длинными светлыми волосами, реже - мужчины с длинной бородой. Согласно поверьям башкир, албасты - скитающаяся душа человека, умершего в результате несчастного случая или похороненного без соблюдения погребальных обрядов. Считалось, что албасты развращает, мучает людей, лишает их сна (если человек во сне испытывает удушье, говорят: «Албасты давит»). Встречается в мифологии многих народов.

Просмотров: 857 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Баксы, или багымсы - жрец, служитель в культа в тенгрианстве. Он, как правило, обладал способностями ясновидения, занимался целительством и т.п., также обладал поэтико-образным мышлением. Баксы исполнял обряд камлания для успешной охоты, усмирения непогоды, лечения больных, умел заговаривать. Его ритуальные действия обычно сопровождались игрой на кубызе, дунгуре. До 1-й четверти XX века баксы называли также и сельских учителей.
Просмотров: 780 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Это категория зависимого населения в социальной структуре башкирского общества. Ими становились башкиры-вотчинники, не имеющие собственного хозяйства, земли, скота, орудий труда. Байгуши нанимались к баям на временную или постоянную работу за минимальную плату. В XIX веке вошли в состав батраков, а в начале 30-х годов прошлого столетия исчезли в ходе коллективизации. На юго-востоке республики байгушами сейчас называют мужчин средних лет, не имеющих семьи, жилья и живущих случайными заработками.

Просмотров: 980 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

На юго-востоке Башкортостана распространен свадебный обряд - байге алып касыу - похитить приз. Хозяева, встречая сватов, выезжали им навстречу с угощениями, затем предлагали устроить состязание в верховой езде, обычно погоню за одним из хозяев, к руке или седлу которого был привязан платок или кусок ткани красного цвета. Победителю вручался платок или кусок жирной баранины, конины.
Просмотров: 712 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Состязание в верховой езде без седла у башкир называется байге - приз. Эта конноспортивная национальная игра традиционно проводилась во время праздников йыйын, сабантуй, туй. Сначала проходили малые скачки - для мальчиков 6-12 лет, затем - большие. Дистанция составляла 3-7 км. Победителем считался тот, кто первым срывал привязанный к шесту белый вышитый платок. Если к финишу приходило одновременно несколько всадников, то победа оспаривалась в другом виде состязаний: курэш, стрельба из лука. Победители получали за 1-е место - жеребенка, за 2-е -деньги, за 3-е - полотенце. На юге Башкортостана со второй половины XVIII века байге между севом и сенокосом устраивало население одной волости или нескольких аулов - деревень, принадлежавших к одному племени или роду. Ныне байге входит в программу сабантуя и конноспортивных соревнований.



Просмотров: 2662 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Им был Павел Бажов. Основным жанром в его творчестве являлись сказы. Главными героями его произведений выступают народные умельцы, искусные мастера. Основу многих его произведений составляют мотивы и образы башкирского фольклора: тонко передается язык преданий и легенд, в ткань повествований вводится национальный колорит. Он повествует об угнетении заводских рабочих, скупке и разворовывании башкирских земель. Сказ «Старых гор подаренье» - легенда о шашке, подаренной Салавату Юлаеву русским умельцем.
Просмотров: 902 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Аулак - это свободный дом у башкир, где традиционно собирается молодежь для совместной работы и развлечений. В осенне-зимний период в отсутствии родителей, реже - в доме одинокой женщины здесь собирались девушки 14-18 лет для занятий рукоделием, ковроткачеством, шитья одежды. Позже стали приглашать и юношей, которых совместно угощали блинами, кашей, пирогами. Юноши приносили гостинцы. На аулаке проводились различные игры, исполнялись сольные и парные танцы, играли на гармони, кубызе, думбыре. По домам расходились поздно. Аулак был также распространен у татар.

Просмотров: 928 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Это водопад Атыш, что в переводе означает стрельба. Находится на правом берегу реки Ле-меза в отрогах хребта Зильмердак в Белорец-ком районе. Он бьет из пещеры (ее высота 4,5 м, ширина - 6 м), находящейся в 4 м над уровнем реки. В окрестностях водопада произрастают столетние дубы.

Просмотров: 1016 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

В 1986 году в БАССР в г. Агидели было начато строительство АЭС мощностью 4000 МВт с 4 реакторами типа ВВЭР-1000 (двухкон-турная схема, топливо - уран-235). В начале 90-х годов ее строительство было приостановлено. В 2001 году было принято решение о возобновлении строительства АЭС и увеличении ее мощности до 5000 МВт.
Просмотров: 845 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Это озеро Асылыкуль, в переводе означает развилистое озеро. Оно расположено в бассейне реки Дема на северо-востоке Бугульминско-Белебеевской возвышенности между вершинами Улу-Тау, Тубулдак, Белекей Карагас и отрогами сырта Ташлытау на территории природного парка «Асылыкуль». Площадь его зеркала - 23,5 кв.км, длина - 7,1 км, ширина - 3,3 км. Средняя глубина озера -5,1м, максимальная -8,1 м. Объем воды Асылыкуля составляет 119 млн. кв. м. Вода в нем пресная, сульфатно-натриевая. По преданию, на этом месте когда-то возвышалась гора Ташлытау, которая во время сильной грозы провалилась, и на ее месте образовалось озеро.

Просмотров: 924 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

В Республике Башкортостан действуют Ассоциации женщин-предпринимателей, жертв политических репрессий, коневодства и конного спорта, крестьянских хозяйств (Бураевский район), народной дипломатии, страховщиков, финно-угорских народов.
Просмотров: 690 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

С целью сохранения и укрепления межнационального согласия в республике и России в июне 2000 года была учреждена общественная организация Ассамблея народов Республики Башкортостан. Ее учредителями стали Всемирный курултай (конгресс) башкир, Канаш (съезд) чувашей РБ, Собор русских Башкортостана и другие национально-культурные объединения. Основным направлением деятельности ассамблеи является содействие реализации национальной и социально-экономической политики РБ, укрепление правового положения РБ в составе РФ, сохранение культурно-исторического наследия и духовного развития народов РБ, установление связей с башкирами, проживающими за пределами республики. Ассамблея является отделением Ассамблеи народов России, ее штаб-квартира находится в Уфе.

Просмотров: 724 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Зоологический заказник «Асебар» расположен на территории Бурзянского района. Он организован в 2001 году для восстановления популяций охотничье-промысловых животных; лося, марала и других редких видов животных. Его площадь 7,7 тыс. га. По территории «Асе-бара» протекает одноименный ручей, в долине которого имеются естественные солонцы, произрастают 80-100-летние сосняки. Здесь также имеются редкие виды растений, включенные б Красную книгу РБ. Обитают белка, колонок, куница, бурый медведь, рысь, лесной хорь, вальдшнеп, рябчик. В заказнике встречаются выдра, беркут, сапсан, филин, ручьевая форель и др., включенные в Красную книгу РБ.
Просмотров: 1569 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Асаба - это башкир-общественник, обладавший наследственными правами на владение землей. В официальном делопроизводстве в отношении асаба обычно употреблялись понятия «вотчинник», «башкир-вотчинник». Асабы представляли замкнутую группу, внутри которой имела место преимущественная и социальная дифференциация. В рамках своей общины они сообща распоряжались общими землями, вели собственное хозяйство. За пределами своей общины башкиры переставали быть асабами и переходили в категории тептярей или припу-щенников, не имеющих своей земли. Права асаба могли быть восстановлены при предъявлении шэжэре и жалованных грамот.
Просмотров: 1073 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Архангельский заказник, расположенный в пойме реки Аскин, на восточной окраине села Архангельское. Его площадь - 1,9 тыс.га. Здесь обитают речной бобер, бурундук, волк, горностай, заяц-беляк, заяц-русак, кабан, сибирская косуля, лесная куница, лось, рябчик и др. Также в заказнике встречаются серый журавль, серая куропатка, лебедь-кликун, европейский хариус и др., включенные в Красную книгу Республики Башкортостан для восстановления популяций охотничье-промысловых животных.
Просмотров: 870 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Им был Балхи, арабский путешественник, географ (около 850-934 г.г). Его полное имя-Абу Зайд Ахмад ибн Сахл аль-Балхи. В начале IX века он посетил Волжскую Булгарию и земли башкир. Балхи является автором труда «Географические карты», в котором описал башкир под именем башджары и отнес их к тюркоязычным народам. Согласно этому исследованию, одна из групп башкир граничила с булгарами, вторая - с печенегами.

Просмотров: 765 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Пожалуй, самым традиционным блюдом у башкир считается балеш. Он представляет собой круглый закрытый пирог из пресного теста с начинкой. Для начинки используют мясо (балеш без мяса готовится с добавлением большого количества масла), гусиные потроха, различные крупы, овощи (картофель, тыква). Обычный мясной балеш традиционно выпекали к праздничному столу, по случаю свадьбы, рождения ребенка, для участников праздника помощи. Балеш также готовится с ягодами. Подобное блюдо распространено в кухне мордвы, русских, чувашей, татар и других народов.
Просмотров: 790 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Традиционным хмельным напитком башкирской кухни считается бал. Он готовится из разведенного водой и заквашенного меда. Закваской обычно служит ячменный шеи ржаной солод с хмелем, а иногда в его состав добавляют пророщенные зерна проса или пшеницы. Подавался бал к праздничному столу, а бочонок с балом традиционно входил в состав подарков жениха. Бал преимущественно изготавливался на территориях, где занимались бортничеством и пчеловодством в основном в северных и горно-лесных районах Башкирии. Подобный напиток был распространен в кухне марийцев, мордвы, русских и татар.

Просмотров: 1081 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Религиозные представления башкир до ислама были характерным одухотворением предметов и явлений природы, наделением их сверхъестественной силой и свойствами,присущими человеку. Башкиры преклонялись 12 «господами - духам-хозяевам живой и неживой природы, верили в существование различных добрых и злых духов (анимизм). Присутствовали культы волка, коня, птицы (тотемизм), бытовали обряды прекращения дождя, вызывания солнца, методы лечения с обращением к Луне (космогония). Гром, молния, по их мнению, происходили по воле верховного божества; ветер, бурю, ураган они воспринимали как страшных чудовищ, подобных змеям. Сохранились археологические свидетельства, что башкиры олицетворяли землю, воду, деревья и т.д. Доисламские верования и обряды башкир обнаруживают связи с религиозными представлениями народов Урало-Поволжья, Средней Азии, Сибири, Кавказа и других народов.



Просмотров: 1187 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Вторая по удаленности от Солнца и ближайшая к Земле планета Солнечной системы Венера у башкир называется Сулпан - «Утренняя звезда». На территории республики Венера видна всегда за исключением моментов визуального соединения ее с Солнцем. Также известно второе название планеты - Зухра - "Вечерняя звезда». Представления о Венере у башкир отражены в легендах и преданиях, например, «Зухра-йондоз» - «Зухра-звезда». Сулпан и Зухра - популярные башкирские женские имена.

Просмотров: 1876 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Напомним, что бройлер - это гибридный молодняк птицы, отличающийся интенсивным ростом и высокой мясной скороспелостью ири низких затратах кормов. Башкирские птицефабрики в основном специализируются на разведении цыплят высокопродуктивных кроссов «Смена» и «Конкурент-2». Яйца для инкубации бройлеров производят плем-птицефабрики «Юбилейная» и «Чермасан», а выращивают цыплят в ОАО «Турбаслинские бройлеры».

Просмотров: 892 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

У башкир бытовали одинарные и парные браслеты (белязек), а также составные из нескольких звеньев, витые с подвесками из монет («звенящие»). Браслеты в основном изготавливались из серебра, реже - из меди. Украшались они растительным орнаментом или арабской вязью, имели вставки из сердолика, бирюзы, граненого цветного стекла. Рисунок, кайма, фон выполнялись гравировкой, чеканкой, чернением, штамповкой в различных комбинациях. Украшения носили на одной или на обеих руках, реже - в комплекте с кольцами, соединенными с браслетом цепочками. Такие комплекты и серебряные «звенящие» браслеты выполняли роль оберегов, считалось, что они охраняют и очищают от злых духов.
Браслеты также широко были распространены у татар.


Просмотров: 2142 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Ботанический сад-институт Уфимского научного центра Российской академии наук, расположен в г. Уфе. Организован Народным комиссариатом сельского хозяйства БАССР в 1932 году.
Здесь занимаются изучением генетического разнообразия сибирской ели, сосны обыкновенной, созданием новых сортов яблони, разработкой принципов создания экологического мониторинга, исследованием культуры тканей растений, биологии декоративных, кормрвых, лекарственных растений и многим другим.
Площадь открытого грунта сада составляет свыше 20 га, на которой произрастают коллекции более 1,5 тыс. видов и сортов растений, представляющих флору Урала, Дальнего Востока, Сибири. В оранжерее {1350 кв. м) представлено более 612 видов, сортов и форм тропических и субтропических растений.
Ботанический сад-институт сотрудничает с ботаническими садами Российской Федерации, Германии, Швеции.



Просмотров: 742 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Традиционным промыслом у башкир является бортничество. Оно основывается на содержании пчел в естественных или искусственных дуплах деревьев (борти) для получения меда, пчелиного воска, прополиса и других продуктов жизнедеятельности пчел. Борти выдалбливали на высоте 4-12м. Для подъема на дерево применяли кожаный или плетеный из лыка ремень. Борти служили до 150 лет. Во многих хозяйствах имелось более 100 бортей, которые переходили от поколения к поколению, на них ставилась тамга владельца. Ценность бортевых угодий была высокой, т.к. мед составлял часть ясака. С вырубкой лесов, связанной с развитием горнозаводской промышленности и расширением земледелия, бортничество теряет свое значение и уступает место колодному и пасечному пчеловодству. Однако с конца XX века на территории республики введется работа по возрождению промысла. Ныне бортничество сохранилось в Белорецком, Бурзянском и Ишимбайском районах.



Просмотров: 768 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Блюдо бишбармак (пять пальцев) еще называют кулама. Это традиционное блюдо в башкирской кухне. Готовится из свежей жирной баранины или конины, иногда с добавлением казы. Мясо отваривают и нарезают на куски, а в бульоне готовят салму (кусочки тонкого теста, нарезанные квадратиками). Мясо и салму укладывают в большие чаши и поливают заранее отделенным от бульона наваром. Заправленный коротом бульон подают отдельно. Традиционно блюдо едят руками, и именно с бишбармаком был связан обряд хогондору - кормить с руки, по которому хозяева в знак особого внимания угощали друг друга кусками мяса.
Бишбармак также распространен в кухне казахов, ногайцев, татар и других народов.

Просмотров: 1022 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Бешмет - это верхняя длиннополая приталенная одежда на подкладке, с рукавами и глухой застежкой на пуговицах. Он являлся повседневной или праздничной одеждой. Бытовали мужские и женские бешметы, которые шили из фабричной хлопчатобумажной ткани, реже - из среднеазиатского шелка. Женские бешметы украшали позументом, их надевали на камзол или платье. Такой бешмет входил в состав калыма. Бешмет был также распространен в одежде многих кавказских, тюркских и некоторых финно-угорских народов.
Просмотров: 940 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Персонажем быличек, сказок и низшим духом в башкирской мифологии является бисура. Это коварное и хитрое существо, представляемое в образе маленького человечка в красной одежде. Обычно живет в глухих лесах или же в домах, где происходят частые ссоры. Бисура может превращаться в различные существа: мяукающую кошку, лающую собаку, плачущего ребенка и т.д. Завлекает людей в лес, высасывает кровь, сводит с ума. Но понравившемуся человеку бисура покровительствует, помогает разбогатеть, избавляет от болезней и бед.

Просмотров: 764 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Это полулравильная переменная звезда Бетельгейзе в созвездии Ориона. Она находится от Земли на расстоянии приблизительно 310 световых лет и принадлежит к экваториальному созвездию. На территории РБ является восходящим и заходящим светилом. Наблюдать за Бетельгейзом лучше всего в ноябре, когда на юге в полночь звезда поднимается на максимальную высоту 44 градуса.

Просмотров: 780 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Это беркут, оседлая птица рода орлов, который распространен в Евразии, Северной Африке и Северной Америке. Беркут обитает на Башкирском (Южном) Урале и в лесостепной зоне. Дневной хищник питается крупными птицами, сурками, сусликами, зайцами, куницами, лисицами, молодыми копытными.
Беркут занесен в Красную книгу РБ и РФ.

Просмотров: 9927 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (3)

Изделия домашнего обихода, изготовленные из вываренной бересты, иногда окрашенные в отваре ольховой коры - берестяная утварь - назывались туески (тузый). лотки (тузаяк) и коробы (каяз). Бересту снимали специальным инструментом - кыйгак. Туески изготавливали для сбора ягод, хранения принадлежностей рукоделия. Низкие лотки применяли для сушки ягод, проращивания зерна на бузу, приготовления и хранения корота, ведерки со вставным деревянным дном из двойной бересты - для приготовления и хранения айрана, катыка, молока. Из бересты также делали шкатулки, колыбельки.
В качестве сшивного и декоративного материала применяли конский волос и конопляную пряжу.



Просмотров: 822 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Литературно-художественный журнал для женщин республики называется «Башкортостан кызы» - «Дочь Башкортостана». Его учредителями являются Правительство РБ и Государственное Собрание Курултай РБ. Выходит в Уфе 1 раз в месяц на башкирском языке с января 1968 года. В нем освещаются вопросы участия женщин республики в государственной и общественно-политической жизни, их правовые, социально-экономические проблемы, публикуются статьи по проблемам морали, воспитания, образования, здравоохранения, а также даются практические советы по домоводству. В журнале особое внимание уделяется творчеству женщин-писателей и поэтесс.



Просмотров: 680 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

В конце 70-х годов прошлого столетия в Дуванском и Караидельском районах снимались эпизоды отечественных сериалов «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов» но одноименным романам А. С. Иванова режиссером В. Крас-нопольским. В 1975-76 годах в Белорецком районе Центром студии детских и юношеских фильмов им. Горького были сняты эпизоды фильма «Золотая речка», а также его продолжение «Пропавшая экспедиция» (режиссер В. Дорман).

Просмотров: 1237 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Многотомное систематизированное научное издание образцов башкирского фольклора на русском языке называется «Башкирское народное творчество». В настоящее время выпущено 11 его томов. Это «Эпос», «Предания и легенды», «Богатырские сказки», «Волшебные сказки», «Сказки о животных», «Пословицы, поговорки, приметы, загадки», «Песни советского периода» и другие.
Каждый том сопровождается вступительной статьей, комментариями к фольклорному материалу с кратким описанием вариантов, сведениями о сказателях, глоссарием, указателями персонажей и др. Данное издание существует и на башкирском языке и называется «Башкорт халык ижады».

Просмотров: 923 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Башкироведение - это целый комплекс наук о башкирах. Предметом изучения является этногенез, история и современность, материальная и духовная культура башкирского народа. Зарождение башкироведения как науки относится ко 2-й половине XVIII века, когда в ходе академических экспедиций 1768-1774 годов началось исследование географического положения и природно-климатических условий Башкирии. В документах впервые было дано систематизированное описание быта, обычаев и верований башкир.
Просмотров: 736 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (1)

Малая планета № 2657 23 сентября 1979 года была названа Башкирия. Ее среднее расстояние от Солнца - 476 млн. км, минимальное от Земли - 257 млн. км, диаметр -около 17 км. Открыта она Н.С. Черных из Крымской астрофизической обсерватории и названа в честь Башкирской ACCR На территории нашей республики ее можно наблюдать с помощью телескопа, диаметр объектива которого должен быть не менее 30 см.

Просмотров: 705 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (0)

Это «Бахтиярнаме» - «Книга о Бахтияре». Произведение считается памятником башкирской словесности (некий обрамленный хикаят - рассказ, состоящий из 10 самостоятельных частей), восходит к восточной литературе. В его основе - история Бахтияра, потерявшегося в младенчестве. Став хранителем казны при дворе падишаха, он по ложному обвинению визирей приговаривается к смертной казни. Чтобы отсрочить казнь, Бахтияр рассказывает 10 поучительных историй, связанных с наказанием невиновных. Из его рассказов падишах узнает в нем потерянного сына и возводит его на трон. Рукопись найдена в 1975 году в д.Новоякупово Оренбургской области. Датируется 1750 годом. Увы, его автор неизвестен.

Просмотров: 697 | Добавил: blsk | Дата: 03.03.2010 | Комментарии (2)

Форма входа
Поиск
Все вопросы
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 126
Друзья сайта
  • Cайт о Благовещенских учителях
  • Школьный сайт
  • Сайт моего учителя информатики
  • Сайт отдела образования
  • Сайт Министерства образования РБ